Что должно быть
основой для внедрения программ интенсивной двигательной активности для детей с
ожирением? Значительная доля практического опыта, связанного с организацией
терапии юношеского ожирения, была собрана в условиях медицинских учреждений и
летних лагерей отдыха. Однако несмотря на то, что медицинские учреждения
обладают необходимым опытом и оборудованием, их услуги часто обходятся
достаточно дорого и воспользоваться ими может лишь небольшая часть лиц с
ожирением или тех, кто подвергается риску развития ожирения. Недостатком летних
лагерей является то, что создаваемые в них условия не могут поддерживаться на
протяжении всего года. В результате польза, которую приносит пребывание в
лагере, имеет краткосрочный характер.
В условиях
современного эпидемического распространения юношеского ожирения необходимо
искать альтернативные мероприятия, которые позволят выполнять крупномасштабные
и, вместе с тем, эффективные программы профилактики и терапии этого нарушения.
Для реализации массовых программ борьбы с юношеским ожирением лучше всего
подходят школы.
С учащимися
поддерживается практически ежедневный контакт на протяжении 8—9 месяцев в
году, кроме того, существуют испытанные и отработанные средства обмена
информацией с родителями. Несмотря на различия между школами по уровню
профессиональных знаний, во многих из них работают специалисты и консультанты
по физическому воспитанию и валеологии. В большинстве школ есть медсестра. Имея
возможность выполнения программ двигательной активности и наблюдения за
изменениями антропометрических показателей, специалисты по физическому
воспитанию могут играть важную роль. Они могут выявлять детей с ожирением, а
также тех, кто имеет избыточную массу тела и подвергается риску развития
ожирения.
Поскольку школы
часто оборудованы столовыми или буфетами, в которых учащиеся питаются, они
находятся в исключительном положении для осуществления контроля состава пищи.
В большинстве школ
имеются условия и оборудование для занятий физкультурой и спортом в помещении
и на открытом воздухе. Во внеурочное время они практически не используются и
могут стать прекрасной базой для выполнения программ контроля массы тела.
Важное значение
имеют налаженные средства обмена информацией с родителями как для
информирования родителей о достижениях детей, так и для вовлечения их в
программы двигательной активности. Участие родителей часто, хотя и не всегда,
способствует успешному выполнению программы.
Насколько
эффективны программы, выполняемые на базе школ? Программы, объединяющие
занятия двигательной активностью и образовательные курсы здорового питания,
оказывают на массу тела и содержание жира большее воздействие по сравнению с
самостоятельным применением каждого из этих подходов. Влияние программы
сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения и очень редко - после ее
завершения. В определенной степени повысить эффективность может дополнение
программы модификацией поведения (в идеале детей и родителей), однако
пригодность данного подхода для крупномасштабных программ еще предстоит
оценить.
В качестве примера
интересен опыт проведенного масштабного, рандомизированного, контролируемого
исследования, включающего выполнение трехлетней программы воздействия, которое
начиналось в третьем классе, охватывало учащихся 56 школ Калифорнии, Луизианы,
Миннесоты и Техаса. Программа включала дополнительные занятия физкультуры,
изменение характера школьной системы питания и классные занятия по валеологии.
В некоторых школах проводились также уроки семейного образования. Среди
основных результатов — увеличение уровня двигательной активности на уроках
физкультуры, увеличение объема повседневной двигательной активности, а также снижение
потребления жиров во время школьных обедов и других приемов пищи. В то же время
не было обнаружено никаких изменений в степени ожирения или содержании липидов
в крови. Введение уроков семейного образования никак не повлияло на результаты
выполнения программы.
В ходе реализации
менее масштабных проектов продолжительностью два года, включавших снижение
энергетической ценности школьных обедов и содержания в них жиров, отмечалось
повышение уровня активности на школьных занятиях физкультурой, наличие липопротеидов
высокой плотности. При этом по данным анкетирования, за пределами школы уровень
двигательной активности снижался, а потребление энергии с пищей — повышалось.
Такие компенсаторные изменения поведения позволяют объяснить, почему программы
воздействия иногда никак не влияют на ожирение.
Рандомизированные
контролируемые исследования продемонстрировали уникальный потенциал программ
на базе школ. В одной из них 92 ученика 3—4-х классов приняли участие в
выполнении 7-месячной программы изменения поведения, нацеленной на снижение
времени, затрачиваемого на телепередачи и видеоигры. Контрольную группу составляли
100 учеников из соседней школы. В экспериментальной группе было отмечено
уменьшение времени, отводившегося на телепередачи, компьютер и количества пищи,
потребляемой в это время. По сравнению с контрольной группой у детей из
экспериментальной группы наблюдалось достоверное снижение индекса массы тела,
толщины кожной складки на трицепсе, обхвата талии и соотношения "талия
/бедро". Еще материалы по теме "Ожирение":
Google |