Как можно оценить
эффективность программы контроля массы тела? У лиц зрелого возраста
достоверным критерием могут быть изменения массы тела, однако в случае растущего
организма такой подход неприемлем. Например, дети могут худеть, несмотря на
увеличение массы тела. Очевидно, необходимо принимать во внимание также
изменения роста и, в идеале, состава тела.
Несмотря на то, что
изменения массы тела по отношению к изменениям длины тела являются удобными
показателями успешности выполняемой программы, особое внимание следует
уделять также изменению образа жизни, своему отношению к окружающему и настроению.
Для долговременного успеха эти изменения могут оказаться более важными, чем
изменения массы тела или жировой ткани.
Эффективность
Двигательная активность с целью снижения
содержания жира в составе тела должна предполагать достаточный расход энергии,
который зависит от выполняемой работы, а не от развиваемой мощности. Физические
упражнения должны включать перемещение массы как можно большей части тела, а
предпочтительнее - всего тела в пространстве, как это происходит при ходьбе,
беге, езде на велосипеде, танцах, катании на коньках или лыжах и плавании. В
меньшей степени для контроля массы тела подходят силовая тренировка,
гимнастика и горные лыжи. Эти виды двигательной активности предполагают
большую развиваемую мощность, однако общие энерготраты при этом невелики из-за
малой продолжительности развиваемых усилий.
Продолжительность
занятия различными видами двигательной активности, соответствующая расходу
энергии 200 ккал (840 кДж) у ребенка с массой тела 40 кг:
Двигательная
активность
|
Продолжительность,
мин
|
Катание
на беговых лыжах
|
50
|
Езда
на велосипеде, 10 км/ч
|
80
|
Хоккей
|
20
|
Бег,
8 км/ч
|
30
|
Бег,
10 км/ч
|
25
|
Футбол
|
30
|
Плавание
брассом, 30 м/мин
|
50
|
Теннис
|
45
|
Ходьба,
4 км/ч
|
80
|
Ходьба,
6 км/ч
|
60
|
При ходьбе или беге
общий расход энергии определяется скорее преодолеваемой дистанцией, а не
скоростью. Поэтому следует обратить внимание родителей и ребенка, что
преодоление расстояния 1 км ходьбой столь же эффективно, как и бегом, единственное
различие — при ходьбе это занимает больше времени. Как и в случае изменений диеты, можно взаимозаменять физические
упражнения на основании их энергетического эквивалента.
Чем больше масса
тела ребенка, тем больше энерготраты, связанные с выполнением определенной
физической работы. Этот принцип точнее всего соблюдается для видов двигательной
активности, связанных с перемещением всего тела в пространстве. Более
подробный перечень видов двигательной активности и их энергетических
эквивалентов для детей с массой тела от 20 до 60 кг приведен в статье Энергетические затраты при различных видах двигательной активности для детей с различной массой тела.
Специалисты в сфере лечебной физкультуры могут воспользоваться этим перечнем
для составления программы двигательной активности.
Чтобы добиться
максимального снижения массы тела в результате занятий двигательной активностью
необходимо стремиться к максимальному расходу энергии при выполнении любых
упражнений.
Сопровождается ли
выполнение одного и того же физического упражнения в различное время суток
равными затратами энергии? Для женщин зрелого возраста с ожирением сообщалось
о существовании циркадных ритмов энерготрат: при выполнении одной и той же работы
на велоэргометре в послеобеденное и вечернее время расход энергии был на 20%
выше, чем в утренние часы. По своей величине эта разница превосходила различия
в уровне основного обмена. Неизвестно, существуют ли подобные циркадные ритмы
у детей и подростков.
Подходящие виды спорта для снижения массы тела
Не все виды спорта
пригодны в равной степени для занятий детей с ожирением. В некоторых из них
пациенты априори находятся в невыгодном положении из-за своих физических
качеств. Например, в прыжках, лазаньи по канату или выполнении упражнений на параллельных
брусьях избыточная масса тела является очевидной помехой. Чтобы избежать
неудовлетворенности и разочарования, не следует включать в программу эти виды
двигательной активности.
В то же время
некоторые из физических характеристик детей и подростков с ожирением дают
реальные преимущества при занятиях спортом. Они обычно имеют больший рост и
массу мышечной ткани, что проявляется в более высоких абсолютных показателях
мышечной силы. Высокое содержание жировой ткани в составе тела повышает их
плавучесть и обеспечивает лучшую термоизоляцию. Указанные особенности
организма позволяют добиться более высоких результатов в таких видах спорта,
как толкание ядра, метание диска, в некоторых амплуа в американском футболе и
баскетболе, и особенно - в плавании и водном поло.
Многие подростки с
ожирением предпочитают заниматься плаванием не только из-за хорошей
плавучести своего тела, но и потому что во время занятий их тело скрыто в воде
от глаз их сверстников.
В идеальной
ситуации предпочтительнее включать детей с ожирением в занятия двигательной
активностью со своими ровесниками с нормальной массой тела. К сожалению, этот
подход оказывается неэффективным, из-за того, что дети часто не принимают в
свой коллектив сверстников с избыточной массой тела. Большего успеха удалось
добиться в программах двигательной активности, где все участники имели
избыточную массу тела.
Увлеченность
Чтобы повысить
мотивацию и укрепить стремление детей продолжать выполнение программы, они
должны получать удовольствие от занятий. Дети и подростки с ожирением, как
правило, предпочитают такие виды двигательной активности, как парусный спорт,
танцы, верховая езда, стрельба из лука, катание на коньках, езда на велосипеде
и, в особенности, игры в воде.
Все эти виды спорта
имеют ряд общих черт:
- они обычно
предполагают индивидуальное занятие, а не в составе команды, что позволяет
избежать нежелательных отрицательных эмоций;
- они носят скорее
рекреационный, а не соревновательный характер, что особенно важно для девушек;
- в каждом из этих
видов спорта можно индивидуально выбрать интенсивность и общий объем
физической нагрузки в соответствии с собственным желанием и возможностями
ребенка. Это особенно важно в начале выполнения новой программы, когда акцент
следует делать на постепенном увеличении нагрузки.
Занятия физическими
упражнениями танцевальной направленности показали свою эффективность для людей
с ожирением всех возрастов. В случае правильного выполнения они позволяют
добиться высокого уровня энерготрат и, вместе с тем, представляют собой
приятное времяпровождение.
Использование оценки испытываемого усилия для
определения необходимой интенсивности двигательной активности
Несмотря на то, что
в программе контроля массы тела двигательная активность не должна быть излишне
интенсивной, иногда возникает потребность объяснить ребенку, как выбрать
определенную интенсивность физической нагрузки. Один из подходов, применяемый
спортсменами, заключается в контроле ЧСС (частоты сердечных сокращений). Однако
определение пульса (например, каротидного) во время занятия требует
определенных навыков и, как показывает наш опыт, является непрактичным и
ненадежным при использовании в работе с детьми. С распространением электронных
средств контроля ЧСС появилась возможность получения надежных и достоверных
результатов оценки ЧСС, однако высокая стоимость часто препятствует
использованию таких устройств.
Альтернативный
подход заключается в применении оценки испытываемого усилия. Сначала необходимо
ознакомить ребенка с представлениями об оценке испытываемого усилия по шкале
Борга и дать ему возможность ощутить, что представляет собой двигательная
активность с той или иной интенсивностью нагрузки по шкале Борга. Обычно
используется 20-балльная шкала Борга. Шкала Борга – шкала индивидуального восприятия нагрузки дает представление о том, насколько тяжелой кажется нагрузка по собственным ощущениям. Шкала Борга оценивает состояние от 6 до 20 баллов (каждый бал соответствует ЧСС (частота сердечных сокращений) - 10 ударов в минуту. То есть 6 баллов - 60 ударов в минуту - состояние полного расслабления, покоя. 20 баллов - 200 ударов в минуту - предел допустимого тренировочного пульса даже для молодых и здоровых людей). После того как ребенок научится оценивать
испытываемое усилие и приобретет определенный опыт в его использовании, он
готов к переходу к стадии назначения двигательной активности, то есть к
получению указаний в отношении выполнения физических упражнений с определенной
интенсивностью на основании оценки по шкале Борга. Например, можно дать
следующее указание: "Ходьба пять минут с интенсивностью 8 баллов, затем
бег пять минут с интенсивностью 12 баллов, после чего увеличить скорость до
ощущения интенсивности нагрузки, соответствующего 15 баллам, и заниматься
бегом с такой скоростью в течение двух минут." После такого обучения дети
и подростки смогут с помощью шкалы Борга определять уровень интенсивности
различных видов двигательной активности, например бега или езды на велосипеде. Еще материалы по теме "Ожирение":
Google |