Долговременные эффекты двигательной активности Оказывают ли
программы двигательной активности долговременное воздействие, которое
сохраняется и после прекращения их выполнения? Первые работы в
данном направлении оказались обескураживающими. Например, исследователи из
Чехословакии сообщали о снижении уровня жировой ткани и увеличении физической
работоспособности у детей с ожирением после семи недель пребывания в летнем
лагере, когда они питались по специальной диете и занимались двигательной
активностью. Однако такие положительные изменения практически полностью
исчезали после возвращения детей к обычному образу жизни.
Было обнаружено,
что эффективным средством нормализации массы тела мальчиков с ожирением
являются школьные программы двигательной активности. Например, во время
трехмесячных каникул у детей экспериментальной группы наблюдалось более
значительное снижение массы тела по сравнению с контрольной группой детей с
ожирением, которые не принимали участия в экспериментальной программе. Еще одна
успешная программа снижения массы тела выполнялась в одной из школ в течение
четырех лет. Проведенное через три года после ее окончания исследование
показало практически полное отсутствие положительных эффектов.
Все эти
исследования показывают, что за редким исключением воздействие занятий
двигательной активностью не распространяется во времени за рамки выполнения
программы. Исследования с участием лиц зрелого возраста свидетельствует о том,
что методики изменения поведения могут продлить терапевтическое воздействие
двигательной активности на срок продолжительностью до года после окончания
программы, однако подобные исследования с участием детей были проведены лишь в
начале 1980-х годов. Полученные результаты подробно описаны в следующем
подразделе.
Мотивационные и поведенческие
аспекты
Главное условие
лечения людей любого возраста с ожирением заключается в выполнении всех
условий во время осуществления программы двигательной активности и сохранении
изменений образа жизни после ее завершения.
В то время как лица
зрелого возраста способны оценить все преимущества здорового образа жизни,
детям требуется более конкретное и безотлагательное вознаграждение. К примеру,
нереально предполагать, что ребенок (или даже подросток) начнет заниматься
физическими упражнениями, потому что это позволит ему избежать возникновения
сахарного диабета через 30 лет. Более эффективно использование мотивационного
подхода, который не связан напрямую с оздоровительными целями. Если ребенок
добьется выполнения поставленной перед ним цели или задачи, родители могут вознаградить
его обещанным поощрением. Например, ребенок может за неделю пройти определенное
расстояние, проводить на открытом воздухе определенное количество времени или
один день в неделю проводить без просмотра телепередач. Очень важно, чтобы
поставленные задачи были посильными и могли быть выполнены в течение короткого
промежутка времени (не более одного месяца).
В случае, когда
невозможно воспользоваться услугами квалифицированного психотерапевта —
специалиста по изменению поведения, в разработке методики модификации поведения
могут принять участие другие специалисты, такие, как диетолог,
кинезиотерапевт, врач. Данная методика может включать следующие элементы.
Самоконтроль
двигательной активности. Ребенок ведет записи своих занятий или прикрепляет
наклейки к календарю.
Позитивное
подкрепление.
Ребенок ежедневно собирает очки за минуты двигательной активности, которые
потом учитываются при выдаче ему символического вознаграждения. Родители и
ребенок могут подписать формальное соглашение, где будут определены правила и
вознаграждения.
Моделирование. Ребенка и родители
подают пример друг другу.
Заключение договора
на случай непредвиденных обстоятельств. Кто-то из родителей делает денежный вклад
(например, в школе или клинике), который будет возвращен ему, после того как
ребенок достигнет определенного результата или посетит определенное количество
занятий. Такой подход используется, чтобы добиться от родителей соблюдения
всех условий программы, но также может быть использован для мотивации больных.
В таком случае он лучше подойдет для подростков.
Аналогичные подходы
могут быть использованы с целью изменения питания. Роль родителей и других
членов семьи в программе, направленной на снижение массы тела ребенка, трудно
переоценить.
Присущая образу
жизни двигательная активность (например, когда ребенок ходит в школу и домой
пешком, выходит выгуливать собаку), наряду с двигательной активностью рекреационной
направленности, обладает большей эффективностью по сравнению с организованными
тренировочными программами под наблюдением взрослых. Более того, люди сохраняют
привычку заниматься такой слабо организованной двигательной активностью в
течение долгого времени после завершения выполнения программы двигательной
активности.
Ограничение времени
просмотра телевизора и компьютерных забав также является
эффективным средством для большинства пациентов, которое достаточно легко
реализовать.
Следовательно,
необходимо всегда помнить о том, что любая программа воздействия, которая не
предполагает изменения жизненной позиции или образа жизни ребенка и его родственников,
вероятнее всего, окажется малоэффективной. Без модификации поведения дети не
смогут изменить характера своей двигательной активности и питания. Еще материалы по теме "Ожирение":
Google |