Среди
немногочисленных исследований, посвященных изучению влияния занятий двигательной
активностью на депрессивные симптомы у детей и подростков, большая часть охватывала
лиц подросткового возраста. Несмотря на методологические недостатки этих
исследований, полученные данные в целом подтверждают оздоровительный эффект
двигательной активности, уровня физической подготовленности, или обоих этих
показателей на уровень депрессии, подобно тому как это наблюдается у лиц
зрелого возраста.
В среднем, три из четырех
профильных исследований населения в целом свидетельствуют об уменьшении
депрессивных симптомов у детей и подростков с более высоким уровнем двигательной
активности. Например, на основании анализа опроса родителей и учителей о
двигательной активности обнаружили, что из 933 детей 8—12 лет у тех, кто вел
малоподвижный образ жизни, вероятность выявления симптомов депрессии была в 3
раза выше, чем у детей, ведущих активный образ жизни.
В результате
исследования, проведенного среди 823 учащихся старших классов средней школы с
применением анкет, установили, что у занимавшихся спортом проявления
депрессивных и суицидных настроений встречались значительно реже, чем у тех,
кто не занимался регулярно двигательной активностью.
В других профильных
исследованиях не удалось обнаружить взаимосвязи между суицидными настроениями,
попытками самоубийств и занятиями спортом.
Американские ученые
провели анализ влияния занятий спортом и интенсивной двигательной активностью
на эмоциональное состояние большой группы учащихся старших классов.
Эмоциональное состояние оценивали при помощи анкетирования, которое включало
вопросы, направленные на выявление уровня тревожности и депрессивных
состояний. Была обнаружена положительная корреляция между занятиями спортом и
хорошим эмоциональным состоянием, которая не зависела от пола, социальной
принадлежности, состояния здоровья и использования медицинского обслуживания.
Делая вывод о взаимосвязи занятий двигательной активностью и спортом с
психическим состоянием, авторы исследования отмечают, что полученные результаты
можно также интерпретировать как признак нежелания подростков с психическими
нарушениями заниматься спортом.
Результаты
исследований населения детского и подросткового возраста в целом немногочисленны
и имеют неоднозначный характер. Так, в одном из исследований разделили девушек
13—17 лет на три группы, которые занимались по 10-дневным программам
двигательной активности высокой, средней и низкой интенсивности и провели их
сравнение по наличию депрессивных симптомов с контрольной группой лиц, не
занимавшихся физическими упражнениями. Несмотря на то, что занятия двигательной
активностью сопровождались снижением уровня тревожности, существенных отличий
между четырьмя группами по наличию ощущений подавленности или враждебности обнаружено
не было.
В другом
исследовании выявили снижение уровня депрессии после участия в программе
занятий физическими упражнениями у юношей, но не у девушек.
Информация о
характере воздействия занятий физическими упражнениями на пациентов детского
и подросткового возраста с клинической депрессией весьма немногочисленна. В
результате 9-недельной программы занятий аэробной направленности с кратностью
3 раза в неделю подытожили показатели психического состояния группы
госпитализированных подростков с различными формами психических заболеваний
(главным образом, дистимия и нарушения поведения). Используя "Анкету для
оценки депрессии Бека" и "Профиль оценки состояний настроения",
авторы исследования показали, что после прохождения половины программы у
занимавшихся подростков наблюдалось снижение депрессии и раздражительности по
сравнению с контрольной группой. В большинстве случаев психологические
изменения опережали заметные изменения физического состояния. Все изменения,
обусловленные физическими тренировками, исчезали через четыре недели после
завершения программы.
Следует помнить, что
уровень двигательной активности сам по себе может быть признаком депрессии. Исследователи
провели оценку двигательной активности за период 72 часа у 27
госпитализированных детей препубертатного возраста с эмоциональными
расстройствами при помощи датчика двигательной активности. Была обнаружена
статистически достоверная корреляция между снижением уровня двигательной
активности и тяжестью депрессивных симптомов.
Стресс и тревожность
На основании результатов
обследования 220 девушек — учащихся частных школ — в возрасте 11—17 лет, было
установлено, что стрессы в повседневной жизни оказывают более сильное
отрицательное воздействие на физическое и эмоциональное состояние тех, кто нерегулярно
занимается физическими упражнениями.
Исследования
эффекта успокаивающего срочного воздействия одиночного занятия физическими
упражнениями на здоровых детей и подростков крайне немногочисленны. В одном из
исследований разделили 65 детей (средний возраст 10,6 года) на несколько групп,
одна из которых в течение 15 мин занималась бегом или ходьбой, другая
отдыхала, третья занималась ремесленным занятием. Используя результаты
анкетирования с использованием "Опросника психологического состояния для
детей", авторы не обнаружили заметного влияния одиночного занятия двигательной
активностью на уровень тревожности по сравнению с контрольными группами. Еще материалы по теме "Депрессия":
Google |