Двигательная
активность в качестве терапевтического средства общепризнана в физиотерапии и
трудотерапии. Тренировочные занятия позволяют увеличить мышечную силу и
диапазон подвижности суставов, предотвратить контрактуры, способствуют
повышению выносливости, способности к самостоятельному перемещению после
хирургических операций, а также формированию многих других навыков. С точки
зрения педиатрии повышение физической подготовленности и физические тренировки
приносят пользу еще по ряду причин, перечисленных в таблице.
Заболевания
|
Положительный
эффект
|
Легочные:
Астма
Муковисцидоз
|
Снижение вероятности и интенсивности
возникновения астмы физического усилия
Улучшение дренажа дыхательных путей,
повышение выносливости дыхательных мышц
|
Сердечно-сосудистые: Гипертензия
Дислипидемия
После оперативного вмешательства с целью
устранения врожденного дефекта
|
Снижение кровяного давления
Нормализация липидного профиля
Улучшение гемодинамики
|
Гормональные: Сахарный диабет
|
Улучшение контроля уровня сахара в крови
|
Трофические (связанные с питанием): Невротическая анорексия
Ожирение
|
Изменение поведения
Уменьшение количества жировой ткани, повышение
чувствительности к инсулину
|
Скелетно-мышечной системы:
Церебральный паралич
Хронические боли
|
Увеличение способности перемещаться
самостоятельно, профилактика контрактур, контроль массы тела
Уменьшение болей
|
Ювенильный идиопатический артрит
|
Увеличение мышечной силы, диапазона
подвижности суставов
|
Мышечная дистрофия
|
Увеличение способности перемещаться
самостоятельно, увеличение силы остальных мышц, контроль массы тела
|
Паралич
|
Увеличение силы функционирующих мышц
|
Другие
|
|
Гемофилия
|
Увеличение уровня двигательной активности,
диапазона подвижности суставов
|
Отклонения умственного развития
|
Увеличение внешней симуляции, социализация
|
Физиотерапия редко
оказывает непосредственное влияние на патофизиологический процесс. Такое
может происходить в случае ожирения, когда есть возможность непосредственно
воздействовать на энергетический баланс; при дислипидемии, когда занятия
двигательной активностью позволяют нормализовать липидный профиль; а также при
сахарном диабете типа II, когда физические упражнения могут снизить
резистентность к инсулину. В случае большинства других заболеваний, положительное
воздействие физических упражнений имеет опосредованный характер и не изменяет
течения основного патофизиологического процесса.
Например, при
прогрессирующей мышечной дистрофии патологические изменения в пораженных
мышечных волокнах будут продолжаться, однако физические тренировки могут
улучшить функцию здоровых мышечных волокон. Конечным результатом является
улучшение функционального состояния ребенка и продление срока, в течение
которого он сохранит способность передвигаться самостоятельно.
Другим примером
является сахарный диабет типа I, при котором занятия двигательной активностью
не влияют на основные эндокринные и метаболические нарушения, однако позволяют
снизить клинические проявление заболеваний.
Лечение детей при
помощи интенсивной двигательной активности представляет собой уникальный
подход: назначая занятия двигательной активностью, мы подаем ребенку сигнал о
том, что он может вести себя подобно своим здоровым сверстникам. Таким образом,
мы обращаем внимание на его способности, а не на недостатки. Это существенно
отличает данный подход от терапии с применением лекарственных препаратов, диеты
или постельного режима, при котором ребенка вынуждают ощущать себя не таким,
как все. Более того, терапия при помощи двигательной активности является
уникальным средством, поскольку это единственный способ лечения, в котором
больной принимает активное участие, а не ожидает пассивно внешнего воздействия
или лекарств. Юным пациентам, даже если они знают о неизлечимости своего заболевания,
нравится такое поведение и это является для них стимулом и мотиватором.
Еще одной важной
особенностью двигательной активности является то, что увеличение
продолжительности занятий приводит к уменьшению воспринимаемой нагрузки и
росту ощущения успешности занятий. Первые несколько занятий наиболее трудны в
любой тренировочной программе: уровень физической подготовленности ребенка
низкий, он практически не обладает необходимыми навыками, лишен уверенности в
своих силах и мотивации. Каждый новый вид деятельности может оказывать
стрессовое воздействие, вызывать боль и чувство разочарования. Это время, когда
ребенок наиболее нуждается в поддержке родителей и специалистов. Еще материалы по теме:
Google |