Акклиматизация к жаре включает адаптивные изменения,
происходящие с течением времени (обычно 1—2 недели), которые являются
результатом долгого или повторяющегося естественного климатического
воздействия. Акклиматизация проявляется в повышении эффективности терморегуляции,
физической и умственной работоспособности, а также в появлении ощущения
температурного комфорта.
Акклимация (приспособление) представляет собой
сходный с акклиматизацией процесс, однако в данном случае стрессовое
воздействие происходит в искусственно контролируемых условиях, обычно в
климатической камере.
Акклимация и
акклиматизация имеют важное значение для лиц, которым приходится сталкиваться
с резкими повышениями температуры вследствие теплового излучения или поездок в
географические регионы с жарким климатом. Поскольку большинство исследований в
данной области выполнялось в контролируемых условиях с использованием
климатической камеры, представленные в этой статье данные будут иметь отношение
главным образом к процессу акклимации.
В неакклимированном
состоянии выполнение физических и интеллектуальных задач происходит за счет
более значительного физиологического напряжения. Попытки заниматься в таком
состоянии напряженной физической деятельностью в течение продолжительного
времени повышают риск возникновения патологических состояний, связанных с перегревом
организма. Основные физиологические изменения, которые происходят прогрессивно
в период акклимации:
- снижение ЧСС (частоты
сердечных сокращений), ректальной и кожной температуры при одном и том же
метаболическом уровне нагрузки;
- повышение
интенсивности потоотделения и чувствительности системы терморегуляции к
повышению температуры ядра тела;
- снижение содержания
ионов (в частности Na+ и Сl-) в составе пота;
- снижение уровня
субъективно ощущаемой нагрузки;
- повышение
температурного комфорта.
Особенности акклимации детей и
взрослых
У взрослых
достаточный уровень акклимации может быть достигнут после 4—7 комбинированных
воздействий повышенной температуры и физической нагрузки. Эффективная
продолжительность воздействия должна составлять 1—3 часа, с кратностью 3—7 раз
в неделю.
Интенсивность
физической нагрузки должна возрастать постепенно, так, чтобы в конце акклимации
индивидуум мог выполнять физические упражнения с такой же эффективностью, как
при более низкой температуре окружающей среды. Состояние после акклимации может
затем сохраняться на протяжении 7—10 дней, а затем постепенно утрачивается.
Дети и подростки
раннего пубертатного возраста способны адаптироваться к физической нагрузке в
условиях повышенной темпепатуры воздуха, однако в меньшей степени по сравнению
со взрослыми или подростками, завершающими половое созревание. Способность
мальчиков 8—10 лет акклимироваться к физическим нагрузкам в условиях сухой жары
по сравнению с мужчинами 20—23 лет изучалась достаточно подробно в Институте
Вингейта в Израиле. В течение двухнедельной программы акклимации в обеих группах
примерно в равной степени наблюдалось снижение температуры тела и возрастание
интенсивности потоотделения. Основные возрастные различия были связаны со
скоростью прохождения акклимации. В то время как у взрослых определенный
уровень адаптационных изменений наблюдался уже через два занятия, детям для
достижения того же результата требовалось 4—5 занятий.
Аналогичная
"задержка" адаптационной реакции наблюдалась и в случае повышения
чувствительности аппарата потоотделения к изменениям температуры тела. У
взрослых при акклимации наблюдается выраженное увеличение интенсивности
потоотделения, изменения этого показателя у детей выражены значительно слабее.
В то же время создается впечатление, что у детей после естественной
акклиматизации уровень потоотделения значительно выше, чем у неакклиматизированных.
Дети могут адаптироваться
к повышенной температуры воздуха во время занятий двигательной активностью, а
также в термонейтральных условиях и в условиях повышенной температуры воздуха в
состоянии покоя. У взрослых применение таких программ акклимации дает лишь
частичный эффект. Таким образом, можно предположить, что дети отстают от
взрослых по скорости физиологической акклимации и поэтому им требуются более
продолжительные программы с постепенным увеличением нагрузки.
Субъективный
компонент акклиматизации
Акклиматизация
содержит и субъективный компонент. С уменьшением физиологического напряжения
происходит уменьшение утомления и улучшение общего самочувствия.
Для оценки субъективного
улучшения самочувствия детей, принимавших участие в описанных в предыдущем
подразделе исследованиях, просили оценивать уровень интенсивности физических
упражнений, которые они выполняли при помощи Шкалы Борга для оценки
испытываемого усилия (RРЕ). Несмотря на то,
что интенсивность физической нагрузки и условия занятий были идентичными во
всех воздействиях, оценки заметно снижались от занятия к занятию,
свидетельствуя о том, что одно и то же задание постепенно кажется более легким
для выполнения.
Соотношение RРЕ/ЧСС было выбрано для того, чтобы определить
субъективные трудности при заданной физиологической нагрузке. Величина
соотношения RРЕ/ЧСС во время выполнения двухнедельной программы
снижалась быстрее у детей и достигала более низкого конечного уровня, чем у
взрослых. Этот факт свидетельствует о том, что несмотря на более медленные
темпы физиологической адаптации к жаре у детей, их субъективное приспособление
происходит быстрее по сравнению со взрослыми.
Хотя субъективное
хорошее самочувствие можно рассматривать как преимущество, оно может также
означать потенциальную опасность. В то время как недостаточно
акклиматизированный взрослый обычно достаточно неохотно подвергает себя
физической нагрузке при повышенной температуре воздуха, плохо акклиматизированные
дети ведут себя более безрассудно.
Google |