Врач, который хочет
использовать в своей терапевтической деятельности физические упражнения,
должен в каждом конкретном случае получить ответы на следующие вопросы:
- достаточный ли
уровень двигательной активности ребенка?
- если нет, то чем
это обусловлено (физические, психологические, социальные причины)?
- каково состояние
физической подготовленности ребенка?
- принесет ли
увеличение двигательной активности пользу здоровью и общему состоянию
организма ребенка?
Затем следует разработать
индивидуальную тренировочную программу. Как и в случае других форм терапии, тренировочная
программа должна поддаваться количественной оценке посредством таких параметров
каждого занятия, как интенсивность, кратность и продолжительность; тип двигательной
активности; а также общая продолжительность программы.
Объединяя основные
принципы тренировки, специфические рекомендации из таблицы, приведенной в статье Энергетические затраты при различных видах двигательной активности для детей с различной массой тела а
также таблицы из статьи Обменные эквиваленты двигательной активности для детей с различной массой тела, физиотерапевт, инструктор лечебной физкультуры или
преподаватель физкультуры сможет программировать занятия.
Простые занятия
двигательной активностью могут проходить под наблюдением родителей. Ниже
приведены примеры программирования занятий двигательной активностью в
конкретных ситуациях.
Пример 1 Девочка 11 лет с
массой тела 43 кг и ростом 143 см страдает ожирением (32% жира в составе тела).
Других заболеваний нет. Она посещает школьные занятия физкультурой, во
внеурочное время двигательной активностью не занимается.
Цель лечения. Снижение содержания жира в составе тела
до 25% без нарушения процессов роста.
Анализ потребностей в двигательной активности. Избыток жировой
ткани, составляющий 7% массы тела, при текущей массе тела составляет 3 кг.
Чтобы избавиться от такого количества жировой ткани девочка должна создать
дефицит энергии, равный 21000 ккал (88 мДж).
Предполагая, что половина жировых запасов может быть утилизирована за счет
небольшого снижения потребления энергии (питание), оставшиеся 10500 ккал
должны быть израсходованы за счет увеличения объема двигательной активности.
Если за одно занятие будет расходоваться около 250 ккал, потребуется 42
занятия. При кратности занятий 3 раза в неделю выполнение всей программы займет
14 недель.
Допустим, единственный
вид спорта, который нравится девочке, — боулинг, но у нее есть велосипед,
который она использует для поездок по поручениям родителей. Поскольку энергетический
эквивалент боулинга низкий, можно построить ее программу на основе езды на
велосипеде. (В качестве альтернативы можно использовать бег трусцой, однако
этот вид активности не столь интересен.)
Итак, ребенок с массой
тела 43 кг расходует примерно 45 ккал за поездку продолжительностью 10 минут со
скоростью 15 км/ч по ровной поверхности. В случае езды по слабопересеченной
местности затраты будут составлять около 50—55 ккал за 10 минут. Таким образом,
поездки продолжительностью 45—50 минут (11,5—12 км) с комфортной скоростью
будет достаточно, чтобы потратить 250 ккал. Учитывая принцип прогрессии,
девочка должна начать с дистанции, преодоление которой не будет доставлять дискомфорт,
и постепенно ее наращивать.
Программа занятий. Вид двигательной активности —
езда на велосипеде по слабопересеченной местности (с уклоном 2—3%). Интенсивность
значения не имеет.
Кратность занятий — 3 раза в неделю,
Дистанция, преодолеваемая на каждом занятии - 10 км
в течение первых 3 недель, 11 км в течение следуюших 3 недель, 12 км в течение
следующих 4 недель, 13 км в течение следующих 4 недель.
Продолжительность программы — 14 недель.
Прием лекарственных препаратов — не требуется.
Выполнение этой
программы может легко контролировать любой из членов семьи.
Пример 2
Мальчик 10 лет,
больной астмой, прекратил посещение школьных занятий физкультурой год назад
из-за кашля и одышки, возникающих во время занятий бегом. Других симптомов
заболевания у него не наблюдается, однако он постоянно пользуется ингалятором
со стероидными препаратами. Наличие астмы физического усилия подтверждено при
проведении провоцирующего нагрузочного теста. По результатам другого
нагрузочного теста максимальная аэробная мощность у него составила 70 Вт, что
было на 1,5 ниже среднего значения для его возраста.
Цель лечения — возобновление нормальной двигательной
активности; повышение аэробной мощности на 15%.
Анализ потребностей в лечении. Наиболее простой
способ предоставить мальчику возможность участвовать в школьных занятиях физкультурой
— назначить лекарственные препараты с целью профилактики астмы физического
усилия. Применение β2-адренергических агонистов (например, аэрозоль
салбутамол, две ингаляции) непосредственно перед занятием должно было бы дать
хорошие результаты. Низкая физическая работоспособность этого ребенка,
вероятнее всего, связана с детренировкой. Возобновление занятий физкультурой в
школе поможет ему повысить уровень физической подготовленности лишь до
определенной степени, поэтому ему необходима дополнительная тренировочная
программа. В отличие от случая, описанного в примере 1, где основным требованием
было увеличение общих энерготрат, здесь играет роль интенсивность двигательной
активности. Чтобы преодолеть порог тренировочной нагрузки, ЧСС должна достичь
уровня 160 уд/мин. Наиболее подходящим видом двигательной активности для
такого пациента является плавание — наименее астмогенный вид спорта (в случае,
если он хорошо плавает).
Программа занятий. Вид двигательной активности —
плавание любым стилем.
Интенсивность — ЧСС 155—160 уд/мин на протяжении 15—20
минут во время каждого занятия.
Кратность — 2 — 3 раза в неделю.
Продолжительность программы — 3 месяца.
Прием лекарственных препаратов. Продолжать
использовать ингалятор со стероидными препаратами, как было прописано ранее.
При проведении занятий двигательной активностью вне бассейна, которые могут
вызывать астматические симптомы, применять салбутамол по две ингаляции за 1—15
минут перед началом занятия.
Обратите внимание, что в описание тренировочной
программы не включены рекомендации в отношении структуры каждого занятия, его
продолжительности или дистанции, которую необходимо преодолевать.
Предполагается, что планирование этих компонентов осуществит опытный инструктор
с учетом умения ребенка плавать, с предписанной интенсивностью и общей
продолжительностью.
Google |