Значительный
технологический прогресс превратил имплантацию водителя ритма сердца для детей
с существенными нарушениями сердечного ритма в обычную
процедуру. У детей старшего возраста генератор ритма помещается в полость под
грудной мышцей, а подводящие проводники вводятся через вены в область эндокарда
возле верхушки правого желудочка. Появление батарей на основе иодида лития
продлило срок службы систем генераторов ритма сердца до 3—15 лет, в зависимости
от характера коррекции ритма.
Полная блокада
сердца, врожденная или приобретенная, является одним из наиболее частых
показаний имплантации водителя ритма у детей и подростков. Пациентам с блокадой
после хирургического вмешательства, а также с дефектами анатомического строения
сердца очень часто требуется немедленная установка пейсмекера.
В прошлом у
пациентов с врожденной полной блокадой сердца имплантация часто откладывалась
до появления симптомов (обморочных состояний, выраженного снижения физической
выносливости). После того как было установлено, что таким первым осложнением у
этих пациентов может оказаться внезапная смерть, было начато осуществление
профилактической имплантации водителя ритма в случае наличия определенных
признаков. Вместе с тем из-за редкости случаев полной блокады сердца и ограниченного
времени последующего наблюдения прогностическая надежность этих признаков пока
не установлена окончательно.
Цель применения
искусственных водителей ритма — нормализация гемодинамической функции путем
попытки стимуляции естественной электрической системы сердца. Первые
желудочковые водители ритма с фиксированной частотой возбуждения,
применявшиеся при полной блокаде сердца для повышения ЧСС (частота сердечных
сокращений) в состоянии покоя до определенного нормального уровня, утрачивали
свое влияние, если частота возбуждения желудочкового пейсмекера пациента
превышала их собственную частоту. У большинства пациентов эти системы не допускали
увеличения ЧСС при физической нагрузке и не обеспечивали восстановления
синхронности сокращения предсердий и желудочков.
Современные
двухкамерные водители ритма обеспечивают более физиологический ответ на
физическую нагрузку и являются предпочтительным выбором для детей с полной
блокадой сердца. Поскольку функция синусного узла, как правило, сохраняется
нормальной, системы ритмоводителей, которые воспринимают деполяризацию
предсердий и инициируют сокращение желудочков, восстанавливают синхронность
сокращений предсердий и желудочков, а также повышают желудочковый ритм при
физической нагрузке.
У детей с полной
блокадой сердца после имплантации двухкамерных водителей ритма отмечается
более значительное увеличение функциональных возможностей сердца по сравнению с
имплантацией систем с фиксированным ритмом. Средняя пиковая ЧСС в этих случаях
составляла 175 и 94 уд/мин соответственно. Средняя продолжительность
выполнения нагрузочного теста оказалась одинаковой в обеих группах.
Другие типы
искусственных желудочковых водителей ритма увеличивают частоту возбуждения в
зависимости от движений тела, но не от активности синусного узла. Такие
чувствительные к увеличению двигательной активности водители ритма также
обеспечивают повышение ЧСС во время физической нагрузки, однако, как и в случае
двухкамерных пейсмекеров, их влияние на показатели аэробной работоспособности
оказались не очень значительными.
В одном из
исследований американские ученые провели сравнение максимальной физической
работоспособности при выполнении теста на велоэргометре у семи детей с
блокадой сердца при использовании искусственных пейсмекеров в режимах
фиксированной и переменной частоты возбуждения. Во время использования режима
переменной частоты возбуждения продолжительность выполнения теста была на 18%
больше, при этом пиковая ЧСС составляла 124 уд/мин по сравнению с 82 уд/мин
при фиксированной частоте возбуждения пейсмекера. Значения VO2max составили 29,7±2,9 мл/(кг*мин) при переменной и 25,7±2,8 мл/(кг*мин) при постоянной
частоте возбуждения.
В
другом аналогичном исследовании пиковая ЧСС у 10 юных пациентов составляла
77±13 и 130±15 уд/мин для фиксированной и переменной
частоты возбуждения водителей ритма соответственно. Время выполнения теста на
выносливость было дольше в случае возбуждения с переменной частотой (10,4±2,3
по сравнению с 9,0±1,8 мин), однако эти различия оказались статистически
недостоверными. Еще материалы на тему: "Полная блокада сердца":
Google |