Дети и подростки с
отклонениями умственного развития часто характеризуются низким уровнем
повседневной двигательной активности, низким уровнем физической подготовки, а
также наличием избыточной массы тела. Поэтому с точки зрения общего
оздоровления и с точки зрения психосоциального развития повышение уровня
двигательной активности таких детей благодаря участию в организованных занятиях
физическими упражнениями может принести им значительную пользу. Проведенные
исследования показали высокую эффективность программ двигательной активности
для детей и подростков с отклонениями умственного развития с целью повышения
уровня физического состояния, а также изменения состава тела.
Двигательная активность и уровень физического развития
Имеются
многочисленные экспериментальные данные, характеризующие уровень физического
состояния людей с отклонениями умственного развития. Большинство исследований,
в которых применялись как лабораторные, так и полевые тесты оценки физической
подготовленности, охватывали детей и подростков с легкими и умеренными
отклонениями умственного развития.
Таблица исследования максимальной аэробной
мощности (VO2max) у детей и подростков с отклонениями
умственного развития
Количество
участников (средний возраст)
|
Вид теста
|
VO2max, мл/(кг*мин)
|
ЧССмакс, уд/мин
|
89 М, 32 Ж, ОУР 7 — 15 лет
|
Тредмил
|
48-51 М 42-47
|
195-205
|
9 М, 8 Ж, ОУР, СД 14 лет
|
Тредмил
|
39
|
182
|
15 М, 11 Ж, ОУР
|
Тредмил
|
35
|
|
13 М, 10 Ж, ОУР, СД 15 лет
|
Тредмил
|
ЗЗ М 26 Ж
|
174 М 180 Ж
|
22 М, 12 Ж, ОУР, СД 14 лет
|
Тредмил
|
37
|
186
|
62, ОУР 10—13 лет
|
Велоэргометр
|
39
|
187
|
17 М, 12 Ж, ОУР, СД 14 лет
|
Тредмил
|
37 М ЗО Ж
|
183М 188Ж
|
12 М, 11 Ж, ОУР
|
Тредмил
|
46 М 32 Ж
|
187 М 182 Ж
|
45 ОУР
|
Тредмил
|
41
|
189
|
74 М, 53 Ж, ОУР
|
Велоэргометр
|
41-44 М 33-36 Ж
|
184-187 М 181-186 Ж
|
11 М, З Ж. СД
|
Тредмил
|
27
|
171
|
15, СД
|
Тредмил
|
26
|
166-173
|
М - мужской пол; Ж - женский пол; ОУР — отклонения
умственного развития; СД — синдром Дауна.
Ученые проанализировали
данные этих исследований и пришли к выводу, что дети с отклонениями умственного
развития, в особенности с синдромом Дауна, характеризуются сниженным уровнем
физической работоспособности.
Результаты обычной
лабораторной оценки максимального потребления кислорода (VO2max)
детей с отклонениями умственного развития приведены в таблице. Хотя значения
этого показателя ниже, чем у здоровых детей, они характеризуются значительной
вариабельностью. Особенно низкий уровень аэробной работоспособности отмечен у
лиц с синдромом Дауна, у которых VO2max составляет примерно 25 мл/(кг*мин) независимо от
возраста.
Кроме того, у детей
с отклонениями умственного развития наблюдается сниженная выносливость в
полевых тестах (например, ходьба или бег) по сравнению со здоровыми
сверстниками, а также более низкие значения показателей мышечной силы. Обнаружили
интересный факт: у детей с отклонениями умственного развития выявили наличие
значительной корреляции между силой мышц нижних конечностей, VO2max
и выносливостью. Есть предположение, что слабые мышцы нижних конечностей могут
стать основным фактором, ограничивающим физическую работоспособность этой
группы больных.
Малоподвижный образ
жизни в сочетании с избыточным содержанием жира в составе тела может быть
одним из факторов, определяющих низкий уровень физического состояния детей и
подростков с отклонениями умственного развития, вместе с тем определенную
роль могут играть и физиологические различия в функции сердечно-сосудистой системы.
Основанием для такого предположения стала низкая амплитуда изменений ЧСС
(хронотропная недостаточность), обнаруженная во время нагрузочного
тестирования детей с отклонениями умственного развития, в особенности у
больных с синдромом Дауна.
Средние значения
оценок (выраженные в перцентилях значений здоровых детей) в различных
двигательных тестах у мальчиков и девочек с отклонениями умственного развития:
Где тесты:
1 — бег на 300
ярдов;
2 — бег на 50
ярдов;
3 — челночный бег;
4 — прыжки в длину
с места;
5 — подтягивания;
6 — приседания;
7 — кистевая
динамометрия;
8 — тест на
равновесие (1 ярд равен 91,44 см)
Как видно из
данных, приведенных в таблице, максимальная ЧСС у лиц с синдромом Дауна
обычно на 15—20 уд/мин ниже, чем у детей с другими формами отклонений
умственного развития. Такие различия нельзя рассматривать как следствие
недостатка развиваемых во время проведения теста усилий. Было высказано
предположение, что хронотропная недостаточность может отражать нарушение
функции автономной нервной системы у детей с синдромом Дауна.
Влияние физической тренировки
У детей с
отклонениями умственного развития после физической тренировки наблюдается
также увеличение мышечной силы и выносливости. Эти программы двигательной
активности обычно применялись в рамках школьных занятий физкультуры. Например,
Corder сообщает об увеличении на 33% количества
приседаний и на 180% — подтягиваний после 4-недельной программы физических
упражнений, в которой приняли участие 24 "поддающихся обучению"
мальчика с отклонениями умственного развития.
Пока не существует
достаточных оснований, которые бы позволяли ожидать улучшения мыслительной
деятельности у больных с отклонениями умственного развития в результате
занятий двигательной активностью.
Solomon и Pangle
не обнаружили у мальчиков подросткового возраста с отклонениями умственного
развития увеличения успеваемости в учебе после выполнения 8-недельной
программы организованных занятий физкультурой.
Chasey и Wyrick в результате
исследования 12-летних детей с отклонениями умственного развития, находившихся
на лечении, получили сходные результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принимая во
внимание нежелание применять психотропные препараты для лечения детей и
подростков, программы занятий двигательной активностью как эффективный
немедикаментозный терапевтический подход были бы крайне желательны.
Продвижению в этом
направлении препятствует отсутствие научного подхода в исследованиях
взаимосвязи физических упражнений и психического состояния. Поэтому необходимо
тщательно продумать методику проведения исследований.
Несмотря на наличие
данных, свидетельствующих о целесообразности применения занятий двигательной
активностью в терапии психических заболеваний, практически ничего не известно о
типе, интенсивности, продолжительности и кратности двигательной активности,
которые бы обладали наибольшим воздействием.
Неясно, что имеет
большее значение: повышение уровня физического состояния или же увеличение объема
двигательной активности.
Не установлено, при
каких формах эмоциональных расстройств занятия двигательной активностью
принесут наибольшую пользу, однако известно, что в значительной степени
поддаются влиянию таких занятий лица с признаками депрессии и симптомами
стресса.
Учитывая увеличение
распространенности эмоциональных расстройств в детском и подростковом
возрасте, все большее значение приобретает определение пригодных для практического
применения профилактических и терапевтических подходов.
Google |