Существуют
доказательства того, что двигательная активность способствует развитию
творческих способностей у детей.
Herman-Tofler и Tuckman
изучали изменения аэробной производительности (которую оценивали по результатам
бега на 800 м), субъективной самооценки и изобразительного творчества после
выполнения недельной программы тренировки аэробной направленности у 26 учащихся
3-го класса по сравнению с детьми из контрольной группы, занимавшимися на
обычных школьных уроках физкультуры. "Оценка показателя творческих
способностей", которую определяли по беглости рисования, оригинальности
изображения и проработке деталей, достоверно повысилась у тех, кто принимал
участие в программе развития аэробных возможностей.
Hinkle et al. продемонстрировали возрастание
изобразительных творческих способностей учеников средних классов,
ассоциированное с повышением аэробных возможностей после тренировочных занятий
бегом. Авторы указанной работы предположили, что занятия бегом могут быть
использованы для стимуляции зрительного восприятия благодаря стимуляции активности
правого полушария.
Tuckman и Hinkle
сообщают об ассоциации улучшения оценок в стандартных тестах физической подготовленности
и повышения уровня творческих способностей детей 4—6 классов.
Умственные способности
Способны ли
повышение уровня двигательной активности или занятия спортом развивать
умственные способности ребенка? Этот вопрос уже давно привлекает к себе
внимание, в частности, и из-за бытующего мнения, что включение физического
воспитания в школьную программу может отвлекать от учебного процесса.
Анализируя данные многочисленных
исследований, Kirkendall пришел к заключению о существовании
положительной взаимосвязи между физической подготовленностью и умственными
способностями. Эта взаимосвязь была наиболее очевидной у детей младшего
возраста.
Решение вопроса о
том, стимулируют ли занятия спортом умственную деятельность, затрудняется
большим количеством дополнительных факторов, плохо поддающихся контролю. При
рассмотрении данных оценочных исследований, где спортсмены добивались более
высоких результатов в тестах умственных способностей или получали более высокие оценки по сравнению с теми, кто не занимался спортом, необходимо принимать во
внимание несколько возможных объяснений скептиков:
- спортсмены могут
зачисляться в классы, которые занимаются по упрощенной программе;
- преподаватели могут
относиться к ним снисходительнее, чем к другим учащимся;
- учащиеся с низкими
оценками могут быть не допущены к зачислению в спортивные команды.
Однако, реальное
воздействие спортивных игр на когнитивную функцию может быть обусловлено
увеличением мозгового кровообращения, улучшением питания и телосложения, гормональными
изменениями, а также повышением самооценки.
Shephard проанализировал результаты трех работ, в
которых изучали влияние ежедневных занятий физической культурой на успеваемость
учеников начальной школы. В целом результаты этих исследований свидетельствуют
о том, что при выделении 14—26% учебного времени на занятия двигательной
активностью, обучение проходит более эффективно в расчете на единицу учебного
времени, так что успеваемость у таких детей не отличается или даже может
превышать успеваемость детей, занимающихся по обычной программе. Shephard рассматривал эту информацию как
подтверждение того, что ежедневные занятия физкультурой могут быть включены в
учебную программу без опасений ухудшения успеваемости.
Расстройства формирования учебных навыков
У детей с
расстройствами развития учебных навыков, несмотря на нормальный уровень
умственных способностей, наблюдаются нарушения отдельных компонентов когнитивной
функции. Такие дети, как замечено, часто сталкиваются с проблемами при
формировании двигательных навыков, в частности там, где требуется координация
движений. Было высказано предположение, что совершенствование двигательных
навыков позволит повысить самооценку и улучшить социальную адаптацию таких
детей.
МасМаhon и Gross провели оценку
влияния программы тренировочных занятий аэробной направленности на
психологическое состояние и физическую подготовленность 27 мальчиков 7—13 лет с
расстройствами обучения. Результаты оценки умственных способностей этих
мальчиков с использованием стандартных тестов были средние или выше средних,
но при этом им был поставлен диагноз "нарушение обучения". Оценки
"Я-концепции", аэробных возможностей (тест PWC170), академической
успеваемости и антропометрических показателей проводили до и после
20-недельной программы аэробной направленности, включавшей занятия бегом,
аэробными танцами и футболом. Полученные результаты сравнивали с данными детей
из контрольной группы, уровень двигательной активности которых был существенно
ниже. Было обнаружено, что программа аэробной направленности способствует
повышению уровня физической подготовленности и самооценки, при этом достоверных
отличий между группами по успеваемости в учебе или уровне развития двигательных
навыков выявить не удалось.
В то же время Bluechardt et al. в обзоре программ двигательной
активности, предназначенных для формирования двигательных навыков у детей с
нарушениями обучения, делают вывод, что такие программы были неизменно безуспешными.
В некоторых из рассмотренных ими работ представлены доказательства того, что
программы двигательной активности, включающие компоненты развития социальных
навыков, способны не только развивать двигательные навыки, но и повышать
самооценку собственных физических способностей и успеваемости в учебе.
Google |