Дети с синдромом
нарушения внимания при гиперактивности характеризуются повышенной частотой
кратковременных "всплесков" двигательной активности, которые часто
имеют социально-разрушительный характер в сочетании с плохо контролируемым
импульсивным поведением и проблемами в обучении.
Хотя это и
противоречит интуиции, существует теоретическая основа, которая позволяет
предполагать положительное воздействие занятий двигательной активностью на
физическое поведение таких больных и снижение их потребности в приеме лекарственных
препаратов.
Целый ряд исследователей
утверждают, что гиперактивные дети страдают из-за возникновения состояния
угнетения активности центральной нервной системы. Эти исследователи
высказывают предположение о том, что у детей с синдромом нарушения при гиперактивности
дефект ретикулярной активирующей формации приводит к снижению возбуждения
головного мозга и, следовательно, повышенный уровень двигательной активности
этих пациентов представляет собой прием, направленный на поиск дополнительной
стимуляции. В таком случае увеличение организованной двигательной активности
позволяет снизить гиперкинетическое поведение таких детей.
Исследования,
предпринятые для проверки этой гипотезы, крайне немногочисленны.
30 детей 11 лет с
гиперкинетическим расстройством приняли участие в эксперименте. Их поведение
контролировалось при помощи медикаментозной терапии. Экспериментальная группа
участвовала в программе занятий бегом, которые происходили 3 раза в неделю на
протяжении пяти месяцев, тогда как дети из контрольной группы в это время
просто играли на игровых площадках. Оценивали уровень агрессивности до и после
выполнения программы двигательной активности. В обеих группах было отмечено
снижение агрессивности, однако дети из группы, занимавшейся бегом, при этом получали
лекарства в меньшей дозировке по сравнению с контрольной группой.
Медикаментозная
терапия детей с синдромом нарушения при гиперактивности может изменить
характер физиологического ответа на физическую нагрузку. Метилфенидат, который
широко применяется в терапии детей с гиперкинетическим расстройством, может
вызывать повышение субмаксимальной ЧСС примерно на 10 уд/мин без заметного
увеличения максимальной ЧСС.
Когнитивная функция
Учитывая
потенциальное воздействие на мыслительный процесс, неудивительно, что внимание
исследователей привлекла также способность двигательной активности улучшать
мыслительную функцию. Было проведено изучение влияние физических упражнений на
умственные и творческие способности здоровых детей и подростков, а также
возможности применения занятий двигательной активностью с целью повышения
когнитивных способностей детей с расстройствами обучения и с отклонениями
умственного развития.
Google |