Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Добро пожаловать
Популярные статьи
Статистика сайта
Ключевые слова
Депрессия авитаминоз стресс Украина дифтерия аллергия бронхиальная астма кашель серотонин рак гипогликемия диабет вич насморк антибиотики ОРВИ холестерин либидо гипертония Бессонница рак груди спид рак прямой кишки эпилепсия знак зодиака Грипп иммунитет антиоксидант лес лето в лесу Туберкулез Язвенная болезнь аспартат болезнь Альцгеймера болезнь Паркинсона артериальное давление инсульт кавказ остеопороз артрит канатная дорога Горы ЦИНК сахарный диабет Архыз инсулин гипергликемия сердечно-сосудистые заболевания инфаркт миокарда Бета-Каротин стенокардия альфа-токоферол плацебо рак легких АТБК пищевые добавки АФТОЗНЫЙ СТОМАТИТ астма предменструальный синдром деменция ишемическая болезнь рак толстой кишки Витамин D витамин Е рак простаты рак желудка альфа-токоферол-бета-каротин пищевая добавка диабет II типа физические нагрузки сердечно-сосудистые экзема аллергены антиген аллерген Активированный уголь пектины Гамма-линоленовая кислота масло энотеры Ревматоидный артрит акне EGb 761 флавоноиды терморегуляция ангина остеоартрит ДГЭА дегидроэпиандростерон ДГЭАС липопротеиды сапонины женьшень гинсенозиды G115 Eleuthrococcus senticosus Panax ginseng CA Meyer гормон роста Аргинин ожирение атеросклероз
МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

Каталог статей

Главная » Статьи » ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ » ПСИХИКА

Самооценка детей и подростков и двигательная активность

самооценкаДля психолога или психиатра такие ха­рактеристики, как самооценка, "Я-образ" и "Я-концепция" имеют определенное и раздель­ное значение. Эти характери­стики относятся к семейству психологических моделей, которые имеют отношение к чувству собственного достоинства, уверенности в своей способности существовать в своей социальной среде и контролировать свою личную судьбу.

Существует общее представление о том, что занятия двигательной активностью способ­ствуют повышению уровня самооценки у детей и подростков. Если это действительно так, то конеч­ным результатом должно быть чувство счастья, благополучия и удовлетворенности жизнью. Можно ожидать также, что укрепление чувства собственного достоинства у детей и подростков посредством занятий двигательной активно­стью будет стимулировать стремление к про­должению регулярных занятий двигательной активностью со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для состояния здоровья.

При анализе научной литературы важно разграничивать исследования, в которых наблюдали влияние на самооценку достижений в спорте и те, где оценивали результаты участия в регулярных занятиях двигательной активно­стью. Первый случай представляет собой иллюстрацию традиционного принципа, положенного в основу программ физического воспитания и работы детских тренеров: развитие физических способностей в сочетании с формированием двигательных навыков повышает чувство самоуважения.

При рассмотре­нии экспериментальных данных вновь возникает вопрос, что является причиной, а что следстви­ем. Возможно, дети, обладающие большей уверенностью в себе, спо­собны добиться более высоких результатов в спорте? Или же успех в занятиях спортом повышает самооценку?

Реальные способности — не лучший показатель для прогнозирования даль­нейшего развития и мотивированного поведе­ния. Куда большее влияние оказывает ощуще­ние собственных способностей.

Вопрос, могут ли регулярные занятия дви­гательной активностью повысить самооценку, наиболее исчерпывающее рас­смотрение данного вопроса было представлено в 1986 г. Gruber, который проанализировал ре­зультаты 65 статей и докторских диссертаций. В число этих работ вошли 10 статей, основанных исключи­тельно на убежденности авторов; 17 исследо­ваний небольшого масштаба с участием детей с повышенным уровнем тревожности, не со­держащих какого-либо анализа полученных результатов; 27 исследований с применением воздействия двигательной активности и нали­чием контрольной группы (которые и состави­ли основу для мета-анализа) и 11 корреляци­онных исследований.

Авторы 53 исследований из 65 пришли к заключению, что подвижные игры и двигательная активность эффективны в отношении повышения самооценки у детей и подростков.

В результате мета-анализа результатов 27 исследований с применением воздействия двигательной активности установлено, что самооценка у лиц, участвовавших в регулярных занятиях физи­ческими упражнениями, превосходила на 66% таковую у лиц из контрольной группы.

При проведении раздельного анализа по раз­ным категориям, представленным в этих исследованиях, были обнаружены интересные фак­ты. Например, величина эффекта воздействия двигательной активности у детей с эмоциональными расстройствами, отклоне­ниями умственного развития, из малообеспеченных семей или с нарушениями восприятия оказалась достоверно более высокой, чем в исследованиях с участием здоровых де­тей. Объясняются эти различия более низким исходным уровнем самооценки у таких детей.

В условиях развивающих программ за­нятий двигательной активностью под руководством опытных инструкторов, уделяющих каж­дому ребенку индивидуальное внимание, дети с отклонениями умственного развития начи­нают ощущать свою значимость и добиваются успеха, итогом чего является значительное укрепление их "Я-концепции".

В ходе проведенного анализа было уста­новлено также что наибольшей результативностью обладают упражнения аэробной направленности (величи­на эффекта равна 0,89), что существенно пре­восходит результаты выполнения программ, нацеленных на формирование двигательных на­выков, спортивных навыков или танцевальных движений (величина эффекта 0,29, 0,40 и 0,32 соответственно). В то же время продолжитель­ность воздействия не влияла ни на величину эффекта, ни на уровень самооценки.

Несмотря на ограниченность данных этих исследова­ний, создается впечатление, что возрастные, половые и расовые отличия не оказывают су­щественного влияния на оценки психического состояния после воздействия занятий двига­тельной активностью.

В ходе рассмотрения проанализированных данных отмечается, что участие в органи­зованных игровых занятиях и/или программах физического воспитания вносит свой вклад в развитие самооценки учеников начальной шко­лы. Это особенно справедливо в отношении тех детей, которые испытывают неуверенность в себе и у которых со временем могут развиваться психологические проблемы.

Результаты дальнейших исследований, про­веденных позднее, преимущественно с участием здоровых детей, оказались неоднозначными. При проведении профильного исследования 90 человек возрастом 15—24 года методом самоконтроля не обнаружили взаимо­связи между уровнем двигательной активности и оценками "Я-концепции. В то же время после 12-недельной программы силовой тренировки, выполнявшейся на базе школы, в группе девушек 16 лет произошло увеличение не только силовых возможностей, но и оценок самоэффективности.

Опрос 149 девушек школьного возраста с использованием анкет с целью оценки взаимосвязи между психическим состоянием и участием в регулярных занятиях двигательной активно­стью показал, что физически активные девушки характеризу­ются более позитивным "Я-образом" и лучшей психологической приспособленностью к стрес­совым воздействиям по сравнению с теми, кто ведет менее подвижный образ жизни.

Был проведен анализ взаимосвязи аэробной производительности и самоэффективности у 140 учащихся 7—8 классов. VO2max оценивали по результатам бега на 1600 м, а самоэффективность с помощью Шкалы оценки восприятия собственных способностей и склон­ности к занятиям двигательной активностью. Корреляционный анализ показал наличие по­ложительной корреляции между аэробной работоспособностью и оценкой самоэффективно­сти (0,49).

В целом эти данные подтверждают мысль о том, что участие в программах упражнений аэробной направленности способствует повы­шению уровня самооценки у детей и подростков, причем наи­более значимо у детей с уже существующи­ми эмоциональными расстройствами. 

Google
Категория: ПСИХИКА | Добавил: marsv (07.11.13)
Просмотров: 1031 | Теги: уверенность в себе, самоуважение, самооценка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Анекдот

N-ский ВУЗ. Вступительный экзамен по русскому языку. Одно из заданий в билете - составить предложение со словом «падёж»
И составлено! «Падёж в магазин – купи хлеба»


Новости медицины