Для психолога или
психиатра такие характеристики, как самооценка, "Я-образ" и
"Я-концепция" имеют определенное и раздельное значение. Эти характеристики относятся к семейству психологических моделей, которые
имеют отношение к чувству собственного достоинства, уверенности в своей
способности существовать в своей социальной среде и контролировать свою личную
судьбу.
Существует общее
представление о том, что занятия двигательной активностью способствуют
повышению уровня самооценки у детей и подростков. Если это действительно так,
то конечным результатом должно быть чувство счастья, благополучия и
удовлетворенности жизнью. Можно ожидать также, что укрепление чувства
собственного достоинства у детей и подростков посредством занятий двигательной
активностью будет стимулировать стремление к продолжению регулярных занятий
двигательной активностью со всеми вытекающими отсюда положительными
последствиями для состояния здоровья.
При анализе научной
литературы важно разграничивать исследования, в которых наблюдали влияние на
самооценку достижений в спорте и те, где оценивали результаты участия в
регулярных занятиях двигательной активностью. Первый случай представляет собой
иллюстрацию традиционного принципа, положенного в основу программ физического
воспитания и работы детских тренеров: развитие физических способностей в
сочетании с формированием двигательных навыков повышает чувство самоуважения.
При рассмотрении
экспериментальных данных вновь возникает вопрос, что является причиной, а что
следствием. Возможно, дети, обладающие большей уверенностью в себе, способны
добиться более высоких результатов в спорте? Или же успех в занятиях спортом
повышает самооценку?
Реальные
способности — не лучший показатель для прогнозирования дальнейшего развития и
мотивированного поведения. Куда большее влияние оказывает ощущение
собственных способностей.
Вопрос, могут ли
регулярные занятия двигательной активностью повысить самооценку, наиболее
исчерпывающее рассмотрение данного вопроса было представлено в 1986 г. Gruber, который проанализировал результаты 65 статей и
докторских диссертаций. В число этих работ вошли 10 статей, основанных исключительно
на убежденности авторов; 17 исследований небольшого масштаба с участием детей
с повышенным уровнем тревожности, не содержащих какого-либо анализа полученных
результатов; 27 исследований с применением воздействия двигательной активности
и наличием контрольной группы (которые и составили основу для мета-анализа) и
11 корреляционных исследований.
Авторы 53
исследований из 65 пришли к заключению, что подвижные игры и двигательная
активность эффективны в отношении повышения самооценки у детей и подростков.
В результате
мета-анализа результатов 27 исследований с применением воздействия двигательной
активности установлено, что самооценка у лиц, участвовавших в регулярных
занятиях физическими упражнениями, превосходила на 66% таковую у лиц из
контрольной группы.
При проведении
раздельного анализа по разным категориям, представленным в этих исследованиях,
были обнаружены интересные факты. Например, величина эффекта воздействия
двигательной активности у детей с эмоциональными расстройствами, отклонениями
умственного развития, из малообеспеченных семей или с нарушениями восприятия
оказалась достоверно более высокой, чем в исследованиях с участием здоровых детей.
Объясняются эти различия более низким исходным уровнем самооценки у таких
детей.
В условиях
развивающих программ занятий двигательной активностью под руководством опытных
инструкторов, уделяющих каждому ребенку индивидуальное внимание, дети с
отклонениями умственного развития начинают ощущать свою значимость и
добиваются успеха, итогом чего является значительное укрепление их
"Я-концепции".
В ходе проведенного
анализа было установлено также что наибольшей результативностью обладают
упражнения аэробной направленности (величина эффекта равна 0,89), что
существенно превосходит результаты выполнения программ, нацеленных на
формирование двигательных навыков, спортивных навыков или танцевальных
движений (величина эффекта 0,29, 0,40 и 0,32 соответственно). В то же время
продолжительность воздействия не влияла ни на величину эффекта, ни на уровень
самооценки.
Несмотря на
ограниченность данных этих исследований, создается впечатление, что
возрастные, половые и расовые отличия не оказывают существенного влияния на
оценки психического состояния после воздействия занятий двигательной
активностью.
В ходе рассмотрения
проанализированных данных отмечается, что участие в организованных игровых
занятиях и/или программах физического воспитания вносит свой вклад в развитие
самооценки учеников начальной школы. Это особенно справедливо в отношении тех
детей, которые испытывают неуверенность в себе и у которых со временем могут
развиваться психологические проблемы.
Результаты
дальнейших исследований, проведенных позднее, преимущественно с участием
здоровых детей, оказались неоднозначными. При проведении профильного
исследования 90 человек возрастом 15—24 года методом самоконтроля не обнаружили
взаимосвязи между уровнем двигательной активности и оценками "Я-концепции.
В то же время после 12-недельной программы силовой тренировки, выполнявшейся на
базе школы, в группе девушек 16 лет произошло увеличение не только силовых
возможностей, но и оценок самоэффективности.
Опрос 149 девушек
школьного возраста с использованием анкет с целью оценки взаимосвязи между
психическим состоянием и участием в регулярных занятиях двигательной активностью
показал, что физически активные девушки характеризуются более позитивным
"Я-образом" и лучшей психологической приспособленностью к стрессовым
воздействиям по сравнению с теми, кто ведет менее подвижный образ жизни.
Был проведен анализ
взаимосвязи аэробной производительности и самоэффективности у 140 учащихся 7—8
классов. VO2max оценивали по результатам бега на 1600 м, а
самоэффективность с помощью Шкалы оценки восприятия собственных способностей и
склонности к занятиям двигательной активностью. Корреляционный анализ показал
наличие положительной корреляции между аэробной работоспособностью и оценкой
самоэффективности (0,49).
В целом эти данные
подтверждают мысль о том, что участие в программах упражнений аэробной
направленности способствует повышению уровня самооценки у детей и подростков, причем
наиболее значимо у детей с уже существующими эмоциональными расстройствами.
Google |