Миллионы людей в разной степени страдают из-за нарушений психического здоровья - масштаб
этого явления во многих странах достигает размеров пандемии. Какова роль двигательной активности в лечении больных с
эмоциональными и психическими расстройствами?
Большинство людей,
которые играют в теннис, ходят на прогулки и занимаются плаванием, делают это
ради удовольствия — из-за психологического удовлетворения, связанного с
двигательной активностью. Вместе с тем для людей древности эта взаимосвязь (психической
деятельности и двигательной активности) имела более глобальное, духовное
значение. «Надо молить, чтобы здоровый дух был в здоровом теле», — писал
Ювенал в первом столетии нашей эры. В 1600-х годах. Спиноза сформулировал
альтернативную точку зрения на взаимоотношения духа и тела, суть которой
заключается в том, что каждому, особенно
мужчинам, нравится выставлять напоказ силу своего тела и духа.
Привычка регулярно
заниматься физкультурой очень важна для поддержания здоровья, а поскольку
мотивация к этим занятиям, несомненно, связана с функцией центральной нервной
системы, факторы, определяющие решение заниматься физическими упражнениями или
нет, подверглись тщательному исследованию. Существуют доказательства того, что
не все эти факторы являются внешними (как, например, поддержка со стороны
сверстников, наличие свободного времени и условий для занятий). Центральная
нервная система может в определенной степени регулировать уровень двигательной
активности в рамках гомеостатической регуляции энергетического баланса
организма.
Все больше данных,
свидетельствующих о том, что головной мозг может играть решающую роль в физической
работоспособности. Например, время преодоления 8-километровой дистанции может
зависеть от психических факторов в не меньшей степени, чем от физических. Люди
сильно различаются по способности переносить чувство дискомфорта и утомления,
связанного с физической нагрузкой, а один и тот же человек не может изо дня в
день выполнять физическую работу с одинаковой интенсивностью. Эта идея
послужила основой для формулирования гипотезы центрального утомления, согласно
которой психические процессы могут влиять на физическую работоспособность в
значительно большей степени, чем характер мышечных сокращений или процессы
метаболизма. Психогенные факторы могут влиять на интенсивность метаболизма как
в состоянии покоя, так и при физической нагрузке. Ученые описали физиологические
изменения, происходящие во время гипнотического внушения. Когда участникам
исследования внушали, что они двигаются на велосипеде в гору, вентиляция
возрастала до 11 л/мин, а после того как они "достигали вершины" и начинали
"спускаться вниз", интенсивность вентиляции снижалась.
Содержание
проблемы
Привычное выражение
"беззаботное детство" в некоторых случаях может оказаться просто
словами. В США распространенность клинических психических заболеваний у лиц до
18 лет составляет 12%, то есть от них страдает каждый восьмой, и по оценкам
лишь треть нуждающихся в лечении его получает. Депрессивные расстройства
наблюдаются у 2,5% детей и 8,3% подростков, и эти показатели растут с каждым
годом. Примерно с такой же частотой встречаются нарушения функции тимуса. Уровень
заболеваемости этими нарушениями достаточно высок.
В США количество
самоубийств после 1950 г. возросло в четыре раза. В 1991 г. самоубийство было второй
по распространенности причиной смерти в возрастной группе от 15 до 19 лет с
коэффициентом смертности 13 на 100 тыс. Более того, было подсчитано, что на
каждое совершившееся самоубийство приходится 50 неудачных попыток. Младшие дети
также подвержены значительному риску — коэффициент смертности в возрастной
группе 5—14 лет в 1991 г. составлял 0,7 на 100 тыс.
За этой статистикой
скрываются дети и подростки, количество которых предположительно намного
больше, которые сталкиваются с сильным эмоциональным стрессом при отсутствии
диагноза явных психических заболеваний.
Изменения в
современном обществе привели к тому, что наш образ жизни связан со
значительным стрессом. Детям и подросткам приходится преодолевать
нестабильность в семье, частые переезды, физические угрозы со стороны
сверстников и давление, обусловленное стремлением к достижению успехов в учебе
или спорте в раннем возрасте. О влиянии этих стрессовых факторов на жизнь
детей и подростков свидетельствуют частые визиты юных пациентов к педиатру с
психогенными жалобами на хроническую усталость, головные боли, приступы
головокружения и боли в области груди.
Не меньшую тревогу
вызывает и то, что эмоциональные расстройства в детском возрасте могут стать
предшественниками неизлечимых психических заболеваний в дальнейшем. Например,
распространенность сохраняющихся на протяжении жизни тяжелых депрессий с
началом в подростковом возрасте по разным оценкам достигает 15—20%.
Картина
заболеваемости осложняется еще и тем, что депрессия в детском и подростковом
возрасте часто сочетается с другими психическими нарушениями, такими, как
повышенная тревожность и биполярное расстройство, а также злоупотребление
алкоголем или наркотиками. Почти у трети подростков с депрессией также
наблюдаются признаки заболеваний, связанных с повышенной тревожностью.
Принимая во
внимание высокую частоту проявления психических нарушений, их негативное
влияние на общее состояние организма, а также возможное воздействие на будущую
жизнь, становится очевидным значение своевременного их выявления и терапии у
детей и подростков. Хотя основными средствами лечения являются психотерапия и
фармакотерапия, оно не всегда бывает успешным. Поэтому особое значение
приобретает потенциальная роль двигательной активности в устранении эмоциональных
и психических расстройств. Если занятия физическими упражнениями окажутся
эффективными в лечении таких детей, тогда они смогут стать дополнением к
традиционной терапии.
Google |