Можно ли объяснить
неудовлетворительные двигательные функции больных церебральным параличом
низким уровнем функционального состояния организма? Если да, то какие
компоненты функционального состояния представляют собой факторы, ограничивающие
двигательные способности? Общепринятых показателей
"функциональных способностей" детей с церебральным параличом не
существует. Один из признанных во всем мире показателей — это грубая двигательная координация (GMFM), который был
разработан специально для детей с церебральным параличом или травмами головы и
впоследствии уточнен. Для оценки были
выбраны определенные двигательные тесты, которые соответствуют нормальным
этапам развития. Проводится последовательная оценка способности ребенка
выполнять следующие действия: ложиться на спину и живот, перекатываться,
сидеть, стоять на четвереньках, ползать, стоять, ходить, бегать и прыгать. Авторы одного из американских
исследований попытались выяснить, в какой степени оценки
функционального состояния, входящие в GMFM,
можно объяснить аэробными или анаэробными возможностями детей со спастической
формой церебрального паралича. Максимальную аэробную мощность определяли с
помощью эргометра для рук. Анаэробные возможности оценивали при помощи теста
Вингейта для верхних и нижних конечностей. В результате
проведенных исследований не удалось выявить взаимосвязи между оценками
аэробных и анаэробных возможностей и такими функциями, как способность
ложиться, перекатываться, садиться, ползать или стоять на четвереньках (r=<0,65, n=23). Вместе с тем, когда проводили оценку взаимосвязи
со способностями стоять, ходить, бегать и прыгать, а также суммарным
показателем грубой двигательной координации, для анаэробного характера
энергообеспечения нижних конечностей значения коэффициентов корреляции были
существенно выше, чем для аэробной мощности или анаэробного энергообеспечения
верхних конечностей. Такая же низкая
взаимосвязь была установлена между аэробными возможностями и временем ходьбы с
максимальной скоростью или подъемом и спуском по наклонной поверхности у
подростков с тяжелым церебральным параличом или парезом после полиомиелита. Еще более низкая
корреляция (r=<-0,30) была
обнаружена между максимальным потреблением кислорода у лиц зрелого возраста с
церебральным параличом и их способностью перемещать свою коляску до
добровольного утомления. Кроме того, вероятно, анаэробные возможности
ограничивают двигательные способности детей с церебральным параличом в большей
степени, чем аэробные. Среди компонентов
физической подготовленности низкая мышечная сила является наиболее значимым
фактором, ограничивающим двигательные функции при церебральном параличе.
Ухудшение походки по мере роста ребенка, а также нарушения осанки при ходьбе
могут иметь отношение к недостаточной мышечной силе и дисбалансу силы между
антагонистами и агонистами. Ослабленные мышцы-разгибатели колена являются
важным фактором, ограничивающим скорость самостоятельной ходьбы больного. И наконец,
мышечная сила и оценка GMFM находяться в
прямой зависимости. Таблица
Коэффициенты корреляции между оценками отдельных компонентов показателя GMFM и показателями аэробного и анаэробного типов
энергообеспечения у детей с церебральным параличом
Компонент
физической работоспособности
|
Компонент GMFM
|
ЛП
|
С
|
ПЧ
|
СТ
|
ХБП
|
Общая оценка
|
Максимальная
мощность, верхние конечности
|
0.41
|
0.36
|
0.36
|
0.30
|
0.28
|
0.34
|
Средняя
мощность, верхние конечности
|
0.50*
|
0.44*
|
0.38
|
0.36
|
0.32
|
0,40
|
Максимальная
мощность, нижние конечности
|
0.65*
|
0.42
|
0.59*
|
0.75**
|
0.83**
|
0.80**
|
Средняя
мощность, нижние конечности
|
0.62*
|
0.44
|
0.55*
|
0.72**
|
0.80**
|
0.73**
|
Аэробная
мощность
|
0,43
|
0,48*
|
0,40
|
0,38
|
0,31
|
0,55*
|
В таблице приведены
результаты оценки максимальной аэробной мощности (эргометр для верхних
конечностей) и анаэробного теста Вингейта (эргометр для рук и велоэргометр).
Мощность оценивали в ваттах на 1 кг нежировых тканей тела. Способность ребенка: - ЛП — лежать и
перекатываться;
- С — сидеть,
- ПЧ — ползать,
стоять на четвереньках;
- СТ — стоять;
- ХБП — ходить,
бегать, прыгать.
* р < 0,05. ** р < 0,01.
Таким образом,
некоторые компоненты функционального состояния организма, главным образом сила
и анаэробная мощность, влияют на двигательные способности ребенка с
церебральным параличом. Вместе с тем важно отметить, что двигательные функции
зависят также от диапазона подвижности, степени спастичности и возможностей
нервно-мышечной регуляции. Для выяснения степени влияния этих компонентов
необходимо провести дополнительные исследования. Еще материалы по теме "Церебральный паралич":
Google |