Использование
простых и хорошо знакомых заданий способствует повышению мотивирующего эффекта.
Для оценки физического состояния детей с церебральным параличом могут быть
использованы различные полевые тесты. Однако лишь для малой их части можно
провести проверку надежности путем сравнения с лабораторными тестами.
Например, в одном
из исследований подростков с тяжелыми формами церебрального паралича и
осложнений после полиомиелита на протяжении двухлетней тренировочной программы
больные периодически выполняли несколько тестовых заданий, после чего
полученные результаты сравнивали с данными лабораторных тестов. В число таких
заданий входили ходьба на 25 м с "комфортной скоростью", ходьба на 25
м с максимальной скоростью, подъем пешком вверх по рампе длиной 5 м,
наклоненной под углом 15°, и спуск с такой же рампы.
Участники
исследования пользовались своими обычными вспомогательными приспособлениями
(костыли или ортопедические аппараты), при этом не предпринималось никаких
попыток как-то изменить их привычную походку. Не удалось обнаружить
взаимосвязи между ходьбой со средней скоростью или подъемами и спусками с рампы
и максимальным потреблением кислорода. Между ходьбой с максимальной скоростью
и максимальным потреблением кислорода была обнаружена достоверная корреляция,
однако лишь 30% варьирования скорости ходьбы можно было отнести на счет
изменений максимальной аэробной мощности.
Следовательно,
эффективность выполнения таких заданий, связанных с ходьбой, не ограничивается
максимальной аэробной мощностью пациента с тяжелыми поражениями. Она может быть
в большей степени обусловлена его умением ходить и, предположительно, силой и
выносливостью определенных мышечных групп.
Полевые тесты могут
включать задания, направленные на оценку двигательных способностей, например,
ловлю мяча, метание мяча в цель, сохранение статического и динамического
равновесия (в том числе - верхом на лошади). Мышечную выносливость можно оценивать по количеству приседаний,
выполняемых за определенный интервал времени.
Для пациентов,
передвигающихся на инвалидной коляске, либо с выраженными ограничениями
функции нижних конечностей, практическое значение имеют тесты, направленные на
оценку способности передвигаться на коляске. Один из подходов заключается в определении
времени, затрачиваемого на преодоление определенной дистанции, либо расстояния,
преодолеваемого за определенный интервал времени. Такие тесты могут включать
короткие по времени "анаэробные" либо продолжительные
"аэробные" задания. Они могут также включать более сложные задания,
например, объезд вокруг объекта, езда задним ходом или езда зигзагом.
Таким образом,
несмотря на то, что кореляция между результатами полевых тестов и физиологическими
показателями больных церебральным параличом пока не установлена, простота,
доступность и мотивационное воздействие таких тестов позволяют смело рекомендовать
их для широкого использования. Еще материалы по теме "Церебральный паралич":
Google |